
Известный немецкий слоган-поговорка гласит: «Клиент — это король». Но в Германии клиент уже давно не король, а скорее дешевая рабочая сила. Билеты на поезд или самолет сегодня он оформляет, оплачивает и распечатывает сам — через Интернет. Даже в аэропортах пассажиры сами при помощи специально оборудованных автоматов регистрируют свой полет. Корреспонденты «Бильд цайтунг» отправились в супермаркеты в роли покупателей.
Самообслуживание начинается с ресторана
Перед тем как попасть с морозца в царство небезызвестного шведского мебельного гиганта, не помешало бы и «разогреться». Тем более что в ресторане можно быстро получить горячий кофе и закуски. Впрочем, слово «получить» в данном случае не совсем подходящее: кофе посетитель наливает себе сам из автомата, а стакан наполняется яблочным соком нажатием на кнопку.
Кроме кассира, в ресторане из обслуживающего персонала — ни души. Даже салаты и кусочки тортов ждут, чтобы клиент протянул руку и поставил их на свой поднос. Удобно, ничего не скажешь. Кто здесь клиент, а кто — продавец, трудно сказать. Дальше — больше.
Продолжение